Об институте

КОПЧЕНКО Инна Евгеньевна, к.ист.н., доцент

Директор научно-исследовательского института развития образования

Шихавцова Виктория Михайловна, к.ист.н., доцент

Заместитель директора НИИРО по учебно-методической работе

ТВЕЛОВА Ирина Александровна, к. псх.н., доцент

Научный сотрудник НИИРО

   ШЕВЕЛЕВА Дарья Сергеевна

      Специалист по информационно-аналитической работе

   ХАЧАТУРЯНЦ Григорий Вадимович

      Специалист по информационно-аналитической работе

   НИКУЛИНА Ольга Владимировна

      Специалист по информационно-аналитической работе

      ОКРОЯН Армине Петросовна

       Диспетчер

Дополнительное образование в ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» является важной составляющей частью образовательного процесса, охватывая дополнительное профессиональное образование и дополнительное образование детей и взрослых. При разработке и реализации программ дополнительного образования используются как современные подходы, так и лучшие педагогические традиции, накопленные в вузе. У истоков организации системы дополнительного образования в ФГБОУ ВО «АГПУ» в 90-х годах прошлого века стояли ведущие преподаватели, расширившие спектр традиционных направлений дополнительного профессионального образования педагогических работников, декан факультета технологии и предпринимательства Галустов Р.А, зав. кафедрой иностранных языков Сакиева Р.С., зав. кафедрой психологии Недбаева С.В.

Действовали специальные кружки на ФОП (факультет общественных профессий), расширяя спектр подготовки. Для детей и школьников были организованы Воскресная и Лингвистическая школы.

Следующим этапом стало создание Факультета дополнительного профессионального образования. Решением Ученого Совета АГПИ от 26.06.2000 г. в Армавирском государственном педагогическом институте был создан факультет дополнительного профессионального образования (ФДПО). Состав деканата был представлен деканом (кандидат педагогических наук, доцент Соболева Е. А.), методистом (Хлудова Н. В., Шерстюк Е.Н.) При расширении деятельности ФДПО была введена должность зам. декана (Назаров С.В., Егорова О.Н.).

Факультет стал функционировать с 1 сентября 2000 года. Основными направлениями деятельности ФДПО являлись: -осуществление разносторонней деятельности по обновлению теоретических и практических знаний будущих специалистов; — расширение квалификации обучающихся в условиях адаптации к новым экономическим условиям; -организация довузовской подготовки и реализация дополнительных образовательных услуг.

На ФДПО осуществлялась реализация широкого спектра дополнительных профессиональных программ, многие из которых были межфакультетскими, носили инновационный характер. С октября 2000 г. на ФДПО было открыто отделение иностранных языков. В 2001 г. на ФДПО было открыто отделение Информатика. Отделение Педагогики и психологии начало свою деятельность с октября 2002 г. по подготовке специалистов для работы в образовательных учреждениях различного типа, в том числе коррекционной направленности.

Постепенно расширялся спектр направлений профессиональной переподготовки:

🗸 Профессиональное обучение (экономика и управление)
🗸 Юриспруденция
🗸 Социальная педагогика
🗸 Логопедия
🗸 Дошкольная педагогика
🗸 История и обществознание и др.

К 2016 году профессиональная переподготовка осуществлялась по 23 программам.

ist4

Также проводились курсы для руководителей в сфере образования.

Активно развивалось дополнительное образование детей и взрослых. Более десяти лет работала известная в городе воскресная школа. Ее основателем был первый проректор, доцент Пономарев В.П., руководителем Соколова И.Б. В рамках школы осуществлялось повышение компьютерной грамотности школьников. В воскресной школе обучались дети из школ городов Армавира и Новокубанска, близлежащих поселков Вольное, Красино, Дивное. Многие из них стали победителями городских, районных и краевых олимпиад и продолжили обучение в стенах нашего вуза.

В 2002 г. факультет дополнительного профессионального образования заинтересовал преподавателей и деканов идеей создания «малых факультетов». Большой интерес у школьников вызывали программы, реализуемые в рамках данного проекта: Совершенствуй свой иностранный язык, Компьютерные развивающие игры. Занятия были рассчитаны на детей разных возрастов (от 6 до 17 лет), использовались различные методы обучения, в том числе игровые.

Формированию профессиональной педагогической направленности личности будущего учителя способствовала организация обучения по программам: Экологическое воспитание школьников (Жилина Т.И.), Риторика (Горобец Л.Н.), Педагог-организатор летнего отдыха детей (Косенкова Г.А., Соколова И.Б.), Полиглот, Латинский язык (Томашева И.В.), Экскурсионная деятельность (Ктиторов С.) и другие.

За несколько десятилетий был накоплен опыт работы подготовительных курсов, созданных для повышения уровня знаний выпускников городских и сельских школ, подготовки к вступительным экзаменам. Руководила данным направлением много лет Загорская Т.Ю. Подготовка абитуриентов осуществлялась ведущими специалистами вуза (Холодова С.Н., Безруков Д.А., Дендеберя Н.Г., Золотухина Н.Г., Иванова Р.Я., Ковальчук Д.А., Лисицкая Л.Г., Марычева Л.В. и др.). С введением обязательного ЭГЭ изменился и формат подготовительных курсов, на которых старшеклассников стали готовить к успешной сдаче экзамена в тестовой форме. Данная работа носила также профориентационный характер.

В рамках благотворительной помощи организовывались компьютерные курсы для инвалидов и детей-инвалидов. По завершении курсов слушатели становились полноценными пользователями компьютеров, способным решать все задачи, связанные с электронным документооборотом, а также быть квалифицированным оператором специализированных программ (бухгалтерский учет, программы управления и учета).

Было подготовлено и проведено лицензирование деятельности Центра тестирования для иностранных граждан при АГПУ. По договору с Российским Университетом дружбы народов ФДПО несколько лет обеспечивал работу по данному направлению. Все выпускники ФДПО получали документы государственного и установленного образца.

В 2013 году был подготовлен и опубликован Каталог программ дополнительного образования АГПА, который содержал все многообразие дополнительных образовательных услуг для различных категорий слушателей, включающих студентов, педагогических работников, абитуриентов, школьников и др.

Весь период деятельности факультета дополнительного профессионального образования велась работа по разработке и обеспечению нормативно правовой базы деятельности факультета в соответствии с требованиями времени. Вся деятельность ФДПО была направлена на укрепление авторитета и позиции вуза как центра педагогического образования на Кубани, гарантировалось многообразие образовательных услуг и высокое качество обучения.

В ноябре 2016 года по инициативе ректора Университета Галустова А.Р. был создан научно-исследовательский институт развития образования (НИИРО) в целях внедрения, развития и систематизации инновационных методов научно-исследовательской и учебно-методической деятельности в социально-гуманитарной сфере, а также воспроизводства и повышения конкурентоспособности научных и научно-педагогических кадров.

Директором института назначена Копченко И.Е., доцент, кандидат исторических наук.

ФДПО был преобразован в Центр дополнительного профессионально образования (ЦДПО) и наряду с Научно-исследовательским центром внедрения информационно-образовательных технологий (НИЦВИОТ) вошел в состав НИИРО.

В настоящее время НИИРО является структурным подразделением Университета, осуществляющим свою деятельность по следующим направлениям:

🗸 Разработка и внедрение в образовательный процесс  информационно-образовательных технологий.
🗸 Проведение учебно-образовательных мероприятий в вузе.
🗸 Совершенствование организации и реализации программ дополнительного образования детей и взрослых.
🗸 Совершенствование организации и реализации программ дополнительного профессионального образования, в том числе с использованием электронного обучения  и дистанционных образовательных технологий.
🗸 Организация и проведение публичных мероприятий (форумов, конференций, выставок), способствующих внедрению инноваций в образование и содействующих развитию и модернизации системы образования.
🗸 Разработка новых дополнительных образовательных программ в соответствии с потребностями рынка труда и запросами работодателей.
🗸 Совершенствование форм и методов профориентационной работы.
🗸 Развитие научной и инновационной деятельности.
🗸 Развитие социального партнерства в сфере дополнительного профессионального образования в регионе.
🗸 Мониторинг востребованности программ дополнительного образования на рынке труда. /span>

Сфера ДПО является одной из важнейших подсистем непрерывного профессионального образования, включающее в себя повышение квалификации и профессиональную переподготовку. В Университете создан полный цикл педагогического образования: от дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования до аспирантуры, а также дополнительного образования школьников (детей) и взрослых, обеспеченный высоким уровнем фундаментальной подготовки и педагогической практики.

В НИИРО профессиональная переподготовка представлена широким спектром дополнительных профессиональных программ. В настоящее время разработано, утверждено и готово к реализации порядка 200 программ повышения квалификации и более 70 программ профессиональной переподготовки.

Программы дополнительного профессионального образования преимущественного ориентированы на подготовку педагогов всей линейки школьных предметов: Астрономия, Биология, Информатика, Иностранный язык (английский, немецкий, испанский, французский), История, Литература, Математика, Обществознание, Технология, Физика, Физическая культура, Химия и др. Также осуществляется подготовка по программе Психология и социальная педагогика и специальному (дефектологическому) образованию по программам: Дефектология, Логопедия, Олигофренопедагогика, Сурдопедагогика.

Отдельно следует отметить программы, разработанные для лиц, имеющих непедагогическое образование, но планирующие или осуществляющие педагогическую деятельность: Педагогическая деятельность в образовательных организациях, Педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы, Педагогическая деятельность в организациях дополнительного образования.

В числе востребованных непедагогических программ следует отметить следующие: Гид-переводчик, Государственное и муниципальное управление, Графический дизайн, Психология, Прикладная информатика в экономике, Сетевое и системное администрирование, Тренер в избранном виде спорта, Управление персоналом, Финансы, Экономика и управление, Экология и природопользование, Юриспруденция и др.

АГПУ, являясь педагогическим университетом, применяет в образовательном процессе разнообразные формы и методы обучения, подготовки слушателей, направленные на овладение ими широким кругом культурных ценностей, социальных и личностных компетенций, необходимых для их будущей успешной работы в современной школе.

Программы повышения квалификации также отличаются разнообразием направлений и тематики. Университет отвечает на запросы современного образования и педагогов, оперативно реагирует на постоянные изменения в системе образования, оказывает поддержку педагогам в освоении новых профессиональных компетенций, обеспечивает преемственность и непрерывность профессионального развития, внедряет современные программы дополнительного профессионального образования, нацеленные на устранение профессиональных педагогических дефицитов и обеспечение «точек роста», использует возможности лучших образовательных практик. В настоящее время все программы реализуются с применением дистанционных образовательных технологий.

Армавирский государственный педагогический университет является современным вузом, в котором при подготовке будущих учителей максимально учитываются образовательные тренды современности. Университет демонстрирует понимание современного социокультурного контекста развития общества, сложности задач реализации государственной политики, усложняющиеся требования рынка труда и с учетом этого выстраивает успешную стратегию развития.

В связи с этим НИИРО проводятся не только традиционные ежегодные мероприятия по актуализации реализуемых дополнительных образовательных программ, но и применяется система мер по внедрению инновационных образовательных технологий, нацеленных на формирование цифровых, коммуникативных, предпринимательских компетенций обучающихся.

В связи с созданным Университетом 20.35 Атласом новых профессий и появлением в ближайшем будущем (начиная с 2020 года) в системе образования 10 новых профессий, в ФГБОУ ВО «АГПУ» создан Центр опережающей подготовки, приступившийся с 1 сентября 2019 года к реализации четырех программ профессиональной переподготовки («Модератор», «Организатор проектной деятельности», «Игромастер», «Майнд-фитнес»). Осуществляется разработка программ по остальным профессиям будущего.

Уделяя особое внимание процессам цифровой трансформации в образовании, разработаны и реализуются программы повышения квалификации «Цифровые (digital) инструменты в работе учителя в условиях реализации цифровизации образования с учетом требований ФГОС», «Цифровая трансформация образовательного учреждения». Разработка и реализация указанных программ стала возможной на основании компетенций, сформированных у профессорско-преподавательского состава Университета по итогам прохождения в период с 09 по 23 июля 2019 г. образовательного интенсива «Остров 10-22», организованного при поддержке Правительства РФ, Минобрнауки РФ автономной некоммерческой организации «Университет Национальной технологической инициативы 2035» на базе инновационного центра «Сколковский институт науки и технологий».

Таким образом, дополнительное образование в ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет, с одной стороны, базируется на успешном опыте образовательной деятельности в данной сфере, с другой стороны, гибко реагирует на образовательные тренды современности, предлагая обучающимся широкий спектр программ и гарантируя качество подготовки. При этом Научно-исследовательский институт развития образования ФГБОУ ВО «АГПУ» открыт для сотрудничества и социального партнерства по всем направлениям своей деятельности.